Перспективы возвращения европейских авто на рынок России

Возвращение иностранных автомобильных брендов, таких как Hyundai, Kia, Toyota, Renault и BMW, обсуждается в контексте возможного смягчения антироссийских санкций и улучшения геополитической ситуации.
Эксперты, опрошенные «Российской газетой», высказали своё мнение о том, что ожидает производителей после возвращения на российский рынок после трёхлетнего перерыва.
Санкции, налаживание альтернативных логистических цепочек и изменение потребительских предпочтений сильно повлияли на рынок. Сейчас, когда китайские бренды доминируют на рынке (73% новых продаж в 2024 году), европейским производителям будет сложно конкурировать с ними.
Также изменилась потребительская психология россиян. В 2021 году 68% покупателей предпочитали немецкие марки, а в 2025 году этот показатель снизился до 19%. Китайские производители предлагают технологии автономного вождения четвёртого поколения по цене, составляющей 60% от стоимости европейских конкурентов.
Хотя немецкий автопром всё ещё является символом статуса в России, только 12% готовы платить за этот статус. Доверие водителей к европейским брендам снизилось из-за отключения российских пользователей от сервисов ConnectedDrive и MBUX в 2022 году, что сделало 89% проданных BMW и Mercedes «цифровыми зомби».
Для успешного возвращения на рынок европейским брендам придётся полностью пересмотреть систему расчётов, перезаключить контракты с поставщиками и восстановить сервисную сеть.
У китайских производителей есть три преимущества: интеграция с экосистемой 5G, адаптация моделей к российскому климату и агрессивная ценовая политика (средняя маржа 8% против 25–30% у европейцев).
Возвращение западных автобрендов в условиях 2021 года невозможно, скорее всего, это будет происходить через схемы параллельного импорта, сборку из машинокомплектов третьих стран и цифровую мимикрию, считают эксперты.